Белорусская федерация ориентирования

Авторизация

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?




Поиск по сайту



Методические рекомендации по работе инспектора соревнований.

(Инструкция СТК БФО)

Введение

В своей работе по подготовке дистанций все вовлеченные лица: организаторы (главный судья, служба дистанции) и контролирующие лица должны руководствоваться тремя главными принципами.

  1. Безопасность
  2. Спортивная справедливость
  3. Эстетичность

Для не элитных групп эстетичность даже может преобладать над спортивной справедливостью. Безопасность - везде приоритет №1!

Важно также понимать, что инспектор дистанции - это НЕ контрольный участник и НЕ корректировщик карты. Он не должен замещать людей из службы дистанции, а только проверять ход работы по подготовке дистанций, как основной части организации соревнований и в случае необходимости указывать на ошибки и требовать выполнения Правил. Инспектор является независимым представителем Проводящей организации и осуществляет контроль качества спортивно-технического обеспечения соревнований! Но в то же время инспектор не должен «давить» на планировщика дистанций и дать ему реализовать свои замыслы. Инспектор не ломает творчество начальника дистанций, но указывает на ошибки и недоработки, которые должны быть исправлены.
Для успешного проведения соревнований, все три стороны (главный судья, начальник дистанции, инспектор) должны работать в тесном постоянном взаимодействии! Следует согласовать сроки работ между вовлеченными лицами. Но следует помнить, что инспектирование точек КП (с установленными бирками) должно быть закончено как минимум за 10 дней до старта.

Работа по инспектированию дистанции проходит в 4 этапа.

Этапы инспектирования

Цель этапа инспектирования

Основные виды работ этапа инспектирования

1. Предварительное инспектирование карты и местности.
Крайний срок завершения - 1 месяц до соревнований.

1. Подтвердить пригодность карты и местности для проведения соревнований данной категории.
2. Составить свое мнение о местности для последующего анализа планировки дистанций.

1. Оценка пригодности местности для проведения соревнований данной категории.
2. Оценка корректности карты.
3. Выявление возможных областей карты требующих дополнительной корректировки.
4. Выявление возможных областей карты нежелательных для использования в дистанциях.
5. Проверка соответствия ключевых точек дистанции требованиям Правил БФО (места старта, финиша, точка начала ориентирования, места переходов опасных мест, пункты подпитки и мед. помощи, зрительные КП).

2. Предварительный анализ дистанций.
Крайний срок завершения - 3 недели до соревнований.
После этого начальник дистанции приступает к постановке бирок с номерами на точки КП.

Утвердить рабочий вариант дистанций.
Следует сделать краткий отчет в устной форме или по электонной почте Национальному инспектору о:
- выполнении предварительной инспекции местности;
- получении всех необходимых материалов для выполнения предварительного анализа дистанций;
- планируемых сроках выполнения инспектирования дистанций на местности.

1. Проверка соответствия дистанций заявленным видам по длине, стилю и среднему количеству КП на километр дистанции.
2. Проверка соответствия технического уровня дистанций для возрастных групп.
3. Устранение совместно с начальником дистанции возможных грубых ошибок в планировании.
Организаторы соревнований должны быть заинтересованы в качественном проведении первых двух этапов инспектирования, т.к. это поможет избежать лишней работы, связанной с многократным переносом точек КП.

3. Инспектирование дистанций на местности.
Крайний срок завершения - 10 дней до дня старта.
Выполняется только после того, как служба дистанции установит бирки КП на точки.

Утвердить окончательный вариант дистанций.
По завершению инспектирования - отчет Национальному инспектору.

1. Проверка всех точек КП.
2. Проверка основных ходов на перегонах.

4а. Инспектирование готовности накануне соревнований.

1. Убедиться в готовности службы дистанции к проведению соревнований.
2. Убедиться в готовности оборудования и карт.

1. Финальная проверка карт перед печатью тиража.
2. Проверка тиража (включая проверку герметизации карт).
3. Проверка готовности сил и оборудования для постановки дистанции, оборудования ключевых точек дистанции.

4б. Инспектирование готовности в день соревнований.

Дать разрешение главному судье на начало старта.

1. Проверка соответствия Правилам БФО организации старта, финиша и других ключевых точек дистанции и маркированных участков.
2. Убедиться в правильности постановки оборудования на точки КП (отрывные части бирок, контрольные участники).

1. Предварительное инспектирование карты и местности

Инспектор получает от начальника дистанции: места расположения ключевых точек дистанции (места старта, финиша, точка начала ориентирования, места переходов опасных мест, пункты подпитки и мед. помощи, зрительные КП), предварительные планы дистанций ("раскрутки" дистанций и основные "ходы").
На этом этапе инспектору важно проверить следующие существенные моменты:

  1. Общая пригодность карты и местности для проведения соревнований данного уровня.
    - Выделить районы карты нежелательные или непригодные для прохождения дистанций. Инспектор должен высказать свои замечания по карте. Те места, которые могут быть откорректированы, вовремя должны быть исправлены. Те, которые невозможно успеть откорректировать, не должны быть задействованы в дистанциях.
    - Неблагоприятные в экологическом отношении участки (свалки, отстойники очистных сооружений и т.п.) не должны быть задействованы в дистанциях.
    - Также, участники не должны передвигаться большую часть дистанции через сплошные заросли крапивы и других растений, оказывающих раздражающее действие на организм спортсменов.
  2. Однотипность рисовки на всей площади карты.
    - Стандарт рисовки и подходы в отображении объектов должны быть одинаковы на всей карте (особенно это актуально в случаях подготовки карты несколькими авторами). Основное внимание необходимо обратить на: проходимость различных видов леса и полуоткрытых пространств; минимальные размеры отображения микрообъектов; класс дорог и тропинок; класс болот и заболоченных участков.
  3. Пригодность с точки зрения безопасности, спортивной справедливости и эстетичности следующих мест.
    - Зона старта: стартовый городок, зона разминки, туалеты, стенды информации; пункт "К"; карантин (при необходимости).
    - Зона финиша: места переодевания, умывания и т.д.; стенды информации; карантин (при необходимости).
    - Места подпитки: возможность доставки питья, видимость, удобство для спортсменов.
    - Места перехода опасных мест - должна быть максимальная видимость в этих местах; однозначность места перехода.
    - Места размещения пунктов медпомощи.
    - Зрительные КП.
    - Подъездные пути для автотранспорта, парковка.

2. Предварительный анализ дистанций.

На этом этапе происходит устранение грубых ошибок в планировании. В первую очередь организаторы должны быть заинтересованы в проведении первых двух этапов инспектирования, т.к. позволит избежать лишней работы связанной с многократным переносом точек КП после инспектирования дистанций на местности. Инспектор получает от начальника дистанции файлы всех дистанций с легендами в OCAD.
При планировании дистанций должны быть выполнены следующие условия:

  1. Знаки только соответствующего дисциплине стандарта.
  2. Дистанции соответствуют заявленным дисциплинам по:
    - длине;
    - количеству КП на 1 км дистанции;
    - сложности и стилю (см. приложение "Концепция Дисциплин").
  3. Планировка дистанций без острых углов. (Минимальный допустимый угол между двумя перегонами - 70 градусов).
  4. Равномерная нагрузка на контрольные пункты (избегать "перегруженных" КП, которые используются многими группами).
  5. Встречный бег различных групп на схожих перегонах должен быть минимизирован и полностью исключен при эстафетах и масс- стартах.
  6. Избегать "пустых" перебегов (однозначных беговых вариантов). Особенно это касается ветеранских групп и не относится к дистанциям МЖ - 12, 14.
  7. Желательно использовать различные ландшафтные зоны (если есть).
  8. Дистанции для детских и ветеранских групп должны существенно различаться по технической сложности, хотя они достаточно схожи по параметрам.
  9. Дистанции детских групп (особенно для МЖ-12, 14) должны ставить перед участниками такие задачи, которые они уже учились решать на тренировках; т.е. сложность дистанций должна соответствовать учебным программам. Дистанция - это проверка пройденного материала. Также, не будет лишним сделать отдельную, более подробную, корректировку карты в районе дистанций МЖ-12. Особое внимание нужно уделить правильности прорисовки дорожной сети.
  10. Для групп МЖ-12 следующие условия должны быть выполнены:
    - минимум точек КП на объектах рельефа;
    - минимум 50% КП в группе МЖ-12 не должны использоваться в других группах;
    - КП на микроямках - только край наверху;
    - направление на 1-ый КП должен быть прямо по пути движения от старта до точки начала ориентирования;
    - рекомендуемое количество КП - не больше 9 для спринта и не больше 8 для других дистанций (лучше 6-7);
    - дистанции групп МЖ-12 должны проходить вдоль достоверных линий (для МЖ-10 КП должны быть установлены только на достоверных линейных ориентирах). КП (или объект) должен быть виден с привязки (ребёнок, посмотрев с привязки в нужную сторону должен увидеть КП или, как минимум, объект);
    - обязательно необходимо нанести стрелки на линиях меридиана;
    - наличие на карте схемы района соревнований с названиями нас. пунктов (на случай, если ребенок потеряется).
  11. Для всех групп избегать обратного ухода с точки начала ориентирования (пункта "К"), т.к. это может раскрыть пути движения и спровоцировать столкновение участников.
  12. Нужно стараться сделать как можно меньше неэстетичных мест (заросли, крапива и т.д.) в дистанциях женских и детских групп.
  13. Избегать постановку КП в загрязненных мусором или различного рода отходами местах. При необходимости использовать такую территорию, службе дистанции следует провести уборку данного места.
  14. При организации переходов через опасные места или частные территории, лучше ставить КП прямо у начала маркировки. В этом случае будет полностью исключена вариабельность места пересечения дороги участниками.
  15. Проверить правильность подсчета необходимого количества баз электронной отметки с учетом КП, которые требуют более чем одной базы для отметки (первые КП при масс-старте и эстафете; зрительные КП; последний КП; задействованные во многих дистанциях КП).
  16. Проверить, чтобы не было разных КП с одинаковыми кодовыми номерами.
  17. Проверить, что в дистанциях не используются КП с проверочными номерами "двойного толкования" типа 66, 68, 89 и т.п.
  18. В местах запрещенных для пересечения (особенно на спринтах) следует ставить судей или не провоцировать участников нарушать Правила и отказаться от таких КП или перегонов.

При наличии недочетов в планировании, инспектор предлагает свой вариант. Начальник дистанции или соглашается с предложенным вариантом или изменяет на свое усмотрение. Начальник дистанции должен отстаивать свои задумки, но принимать разумную критику.

3. Инспектирование дистанций на местности.

Этот этап можно назвать "Основное" инспектирование. В ходе данной работы инспектор проверяет ВСЕ точки будущих КП и основные хода на перегонах. Поэтому очень важно грамотно спланировать передвижение по карте, чтобы максимально отработать все варианты. Этот этап инспектирования при крайней необходимости можно проводить совместно с начальником дистанции. Но важно, чтобы бирки уже БЫЛИ на своих точках!
Для выхода в лес инспектору необходимы:
- актуальная версия карты со всеми КП с проверочными номерами и легендами (полигон);
- чтобы видеть пути захода на точки КП нужно распечатать отдельно карты с дистанциями для всех групп или, как минимум, МЕ и ЖЕ, а остальные совмещенные на нескольких картах;
- карта более крупного масштаба (для лучшей читабельности и внесения быстрых корректировок);
- водоустойчивый маркер (инспектор оставляет свою подпись на отрывной части бирки, потом постановщики КП после установки оборудования, приносят отрывную часть бирки и сдают начальнику дистанции или инспектору. Т.о. будет уверенность, что постановщики поставили призму в нужной точке);
- карандаш, чтобы вносить быстрые изменения или помечать места требующие корректировки (+ножик или точилка);

Бирка КП представляет из себя полоску бумаги размером, примерно, 5x10 см. Она должна состоять из двух отдельно герметизированных частей. На каждой части бирки должен быть номер КП. Бирка должна быть прикреплена надежным способом на тот объект (обычно дерево) к которому будет закреплен охранный трос электронной базы КП. Призма будет находиться прямо перед биркой на расстоянии около 1 метра. Или бирка закреплена на кол, на котором будет электронная отметка и призма (это зависимости от грунта). Сложнее ситуация, в случае проведения спринтерской дистанции в городской черте. Здесь не всегда будут те объекты, на которые можно прикрепить бирки. В этом случае можно использовать маркеры или краски-спрей. В любом случае, каким бы способом не были отмечены точки КП, постановщики призм должны быть четко проинструктированы, где им следует ставить призму и систему отметки! Можно дополнительно маркировать тот объект, к которому должен быть закреплен охранный трос (+подсыпка).

Методика проверки точек КП и перегонов:

  1. Объект должен читаться однозначно и вязаться с ситуацией. Он должен быть понятный и отчетливо различимый. Объект должен быть однозначно определимый и без призмы.
    Если есть сомнения в корректности точки или ситуации вокруг нее, то лучше КП перенести на другой объект или, вовсе, отказаться от КП в данном районе. Всегда лучше упростить ситуацию, чем вызвать волну критики и негодования.
  2. Проверка точечных КП должна быть сделана с нескольких сторон, а не с одной (можно совместно с начальником дистанции проверить с разных привязок), учитывая возможную погрешность спортивного компаса.
  3. Следует проверить проверочный номер, полное соответствие легенде КП, проверить указаны ли размеры объектов, там где это требуется согласно ISSOM и после этого обвести кружком данный КП на своей карте. Важно не забыть внести все новые изменения, если такие будут, в файлы карт и дистанций.
    Точки, которые невозможно ясно и просто описать символами легенд КП, являются НЕПРИГОДНЫМИ!
  4. Инспектор должен указать службе дистанции те КП, на которых следует вытоптать (выкосить) место установки КП, заходы и уходы с него. Это следует сделать для уравнивания шансов для участников с ранними стартовыми минутами.
    Призма (знак КП) является подтверждением факта местонахождения спортсмена непосредственно в точке, указанной на карте и описанной в легенде. В процессе "взятия" КП сначала должен быть виден объект КП, описанный легендой, а потом - призма, НО, ни в коем случае знак КП не должен быть спрятан! Т.е. в тот момент, когда участник увидел часть объекта указанную в легенде, он должен увидеть и призму!
    Особенно это важно учитывать при фиксации системы отметки тросом к деревьям. Нужно сделать так, чтобы это дерево как можно меньше влияло на видимость призмы. Целесообразно иметь с собой призму и в сомнительных точках "примерять" ее, для определения видимости.
  5. План обхода района соревнований рекомендуется строить по дистанциям МЕ и ЖЕ, придерживаясь предполагаемых (наиболее вероятных) путей движения участников на этапах, попутно посещая все близлежащие КП других групп. Иногда приходится неоднократно возвращаться в уже пройденные участки, чтобы проверить правильность и этичность карты на этапах с решающим выбором пути других групп. Эти места надо наметить предварительно (до выхода на местность или в процессе полевых работ) и выделить на карте.
  6. Инспектор должен постараться и проверить не один, а как минимум, два пути движения на длинных перегонах.
  7. Необходимо проверить соответствие проходимости по ожидаемым путям.
  8. Необходимо проверить наличие у начальником дистанции схем расположения старта, финиша.
  9. Необходимо проверить точку расположения пункта начала ориентирования - с места старта не стартовавшие участники не должны видеть куда убегают их соперники и тем самым получить преимущество перед ними.
  10. При инспектировании спринтерских дистанций инспектор также должен обращать внимание на то, нет ли опасных мест по дистанции связанных с внезапным появлением спортсменов (например, близкорасположенная проезжая часть к углу дома, откуда выбегают спортсмены и т.п.). В случае невозможности отказаться от таких мест, нужно ставить там судью или сотрудников ГАИ.

4. Инспектирование готовности к соревнованиям.

После инспектирования на местности начальник дистанций должен внести все изменения в файлы карты и дистанций и выслать их на проверку инспектору. Только после утверждения инспектора следует делать тираж карт для соревнований. Лучше выполнить за несколько дней до соревнований (чтобы не было непредвиденных сложностей при печати карт в последний момент).
Также необходимо проверить согласованность порядка старта для всех групп и стартовые интервалы.
При финальной проверке файлов карт и дистанций перед печатью особое внимание следует уделить на выполнение следующих факторов:

  1. В линиях и кружках красного цвета сделаны разрывы в тех местах, где они скрывают важные объекты местности. Особенно это важно сделать для кружков, т.к. скрытые окружностью объекты могут быть хорошей привязкой при взятии КП.
  2. Красный цвет нанесения дистанции хорошо различим на всех других цветах. При необходимости цвет можно изменить относительно стандартного. Также можно увеличить ширину линий (особенно для ветеранских групп).
    Важно чтобы знаки "проходов" красным цветом читались отчетливо. Особенно актуально это на спринтерских дистанциях, когда на карте много желтого и черного цветов.
  3. Все цвета на карте хорошо читаются (отдельно и в комбинации друг с другом). Если необходимо, можно изменить концентрацию цветов, которые плохо видны.
  4. Разорваны линии меридиана, там где это необходимо.
  5. Для дистанций детских групп обязательно необходимо нанести стрелки на линиях меридиана.
  6. Знаки "искусственные микрообъекты" должны быть обязательно объяснены на карте, какой именно объект отображен этим знаком.
  7. Порядковые номера КП четко относятся к своему кружку. Но при этом они не должны закрывать важные объекты.
  8. При плохой читабельности можно применить белую окантовку номеров КП.
  9. Если на карте мало синего цвета, то целесообразнее применять линии меридиана синего цвета.
  10. Размер кружков КП и номеров КП по стандартам.
  11. Легенды КП размещены на карте согласно Правилам (размер, разрывы).
  12. На карте нанесена вся необходимая информация (масштаб, сечение рельефа, авторы, дата рисования и корректировки и т.д.).
  13. Для групп МЖ-12 и групп ветеранов среднего и старшего возраста целесообразно применять карты увеличенного масштаба (например, 1:7500 предпочтительнее чем 1:10 000 при насыщенной местности).
    Если в ветеранских группах не увеличен масштаб, лучше увеличить диаметр кружка КП и номер КП. А также шрифт (размер) легенд.

Инспектирование готовности к соревнованиям накануне и в день соревнований:

  1. Проверить целостность и пригодность оборудования КП: средства отметки, призмы, охранные тросы. Проверочные номера КП должны быть надежно закреплены. Нужно убедиться, что под новыми номерами нет старых, иначе, в случае, если новые отклеятся, возникнет ситуация, когда придется аннулировать результаты соревнований.
  2. Проверить тираж карт. Для соревнований категории "А" (чемпионаты РБ) необходимо проверить каждую карту в элитных группах и поставить роспись. Для других соревнований достаточно выборочной проверки нескольких карт в каждом индексе дистанций.
  3. Проверить соответствие стандартам п/э пакетов для герметизации.
  4. Проверить наличие схем расположения стартового и финишного городков.
  5. Убедиться в достаточности сил для постановки и проверки правильности постановки КП (постановщики КП, контрольные участники, охранники КП).
  6. Убедиться, что постановщики КП ознакомились со "своими" точками заранее и имеют отдельно распечатанные карты с их личным маршрутом. Постановщикам важно помнить что, призму нельзя прятать; призму надо вешать аккуратно и расправлять заломы. КП должен выглядеть эстетично.
    Важно, что бы при постановке КП у каждого был мобильный телефон для экстренной связи.
    Постановщики КП не должны принимать самостоятельного решения, если что-то идет не по плану! Обо всех таких ситуациях следует немедленно сообщать начальник дистанции или инспектору. КП ставить только в место, где закреплена бирка. Отрывную часть бирки следует брать с собой и сдавать инспектору.
  7. Убедиться, что у контрольных участников распечатаны карты с их личным маршрутом. Их маршруты внесены в программу с дистанциями как отдельные виды дистанций. Контрольные участники бегут с электронной отметкой, после финиша проверяют правильность отметки (считывают и распечатывают). Предпочтительнее, если и у них будут мобильные телефоны.
  8. Убедиться, что продумана система, как люди, охраняющие КП, будут распределены по дистанции. У них должны быть четкие инструкции, что делать в случае, если кто-то будет нарушать целостность КП. У всех должны быть мобильные телефоны.
  9. В местах, запрещенных для бега нужно поставить судей. У них должна быть выделяющаяся форма одежды и они должны фиксировать участников, нарушающих Правила. Важно, чтобы в месте, где нарушения фиксирует судья, нарушители были зафиксированы все, а не выборочно.

Непосредственно в день соревнований следует проверить следующее:

  1. Все ли бирки КП были сданы.
    Следует оговорить не позднее какого времени до старта должны быть сданы бирки.
  2. Проверить организацию старта (расположения коридоров, корзин с картами, пункт К, стартовые протоколы и т.д. (согласно схемам) и финиша.
  3. Проверить качество маркировки от центра соревнований до старта.
  4. Проверить правильность расположения точки К (начало ориентирования). Там должна быть только призма. Должно быть обеспечено прохождение всех участников через этот пункт (маркированный коридор, судья).
  5. Убедиться в дублировании хронометража времени.

Взаимодействие сторон.

Главный судья обеспечивает:

  1. Рисовку и корректировку карты в срок (минимум за 1.5 месяца до соревнований).
  2. Достаточность сил и средств для спортивно-технического обеспечения соревнований:
    - контрольные участники;
    - постановщики КП;
    - бригада старта/финиша, судьи и персонал в других ключевых точках;
    - оборудование КП (включая необходимое количество КП с отметкой на "козлах" для установки в условиях города);
    - оборудование ключевых точек дистанции (старт, финиш и т.д.) и маркированных участков.
  3. Организация уборки мусора в тех местах, где это необходимо.
  4. Природоохранные вопросы (организация парковки, старта, финиша, использование возделываемых полей и т.п.).
  5. В случаях необходимости разрешение и присутствие ГАИ (на местах перехода дорог и т.п.).
  6. Разрешение на проведение соревнований (МВД, лесное хозяйство, исполкомы).
  7. Техническое задание (вид дистанции) для начальника дистанции. Вместе они обсуждают и утверждают места старта, финиша, парковки, подпитки, переходов опасных мест, зрительных КП (минимум за 1.5 месяца до соревнований).

Начальник дистанции:

  1. Для начала планирования необходимо иметь следующие "вводные":
    - вид дистанции (длина, количество КП на километр дистанции, стиль) - тех. задание (получает у главного судьи);
    - ключевые точки дистанции (описаны выше) - согласовывает с главным судьей на местности;
    - количество средств отметки (базы) с учетом тех КП, где более одной базы. Следует требовать больше у главного судьи или поставщика услуг электронной отметки, если в ходе планирования дистанций выяснится, что таких КП не хватает;
    - количество постановщиков КП;
    - количество людей для охраны КП;
    - количество средств отметки оборудованных для использования на асфальте ("на козлах").
  2. Дать информацию главному судье о местах перехода дорог, об опасных местах, требующих ограждения (если в ходе рабты над дистанцией выяснилось, что таких мест больше, чем планировалось изначально).
  3. Дистанции должны соответствовать заявленным дисциплинам.
  4. Дистанции должны соответствовать уровням подготовки (технической и физической) спортсменов. Особенно касается детских групп. При необходимости спросить консультации у детских тренеров или Национального инспектора.
    Сначала планируется дистанция МЕ и ЖЕ, потом МЖ-12, после - все остальные.
  5. Тщательно проверить все точки КП.
  6. Установить бирки КП вовремя.
  7. Устранить замечания инспектора.

Начальник дистанции - важные даты:

  1. Получение карты и тех. задания - минимум 1.5 месяца до старта.
  2. Предоставить инспектору наметки дистанции и ключевых точек - минимум 1 месяц до старта.
  3. Точки КП в лесу (бирки) - минимум 2 недели до старта.
разработано Алексеенком А.В.
техническая обработка Мемелов А.И.


Назад в раздел